ЯДЕРНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ : УГРОЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ АКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕОСТРАТЕГИИ

Владимир Липкан,

доктор юридических наук, профессор

https://orcid.org/0000-0002-7411-2086

 

2 июня 2020 года Президент России В.Путин подписал Указ № 355 „Об основах государственной политики Роccийской Федерации в области ядерного сдерживания”. Это событие как-то незаметно прошло как в блогерской, так и в аналитической сфере. А зря…

Международная среда

Я, конечно же понимаю, что внутренние проблемы для наших обывателей всегда важны, их нужно и очень для них необходимо обсуждать:

- какой десяток по счету уголовных дел возбуждено и против кого;

- кто из политиков разделся или кого как назвали;

- толочь воду в ступе о причинах (абсолютно и очевидно понятных для компетентных лиц) наводнений / коронавируса / коррупции и т.д.;

- либо продолжать тиражировать информацию про какие-то рейтинги отдельных должностных лиц…

Скучно до зевоты…

А вот если оторвать одно место от стула, да взять и поднять голову вверх, да осмотреться : что вокруг-то творится?

Какую пользу Украина, например, в экономическом плане, могла бы получить от напряжения отношений Китая и Индии? Ну это интересно, хотя бы потому, что Индия, как никак, третья страна в мире по затратам на оборону (71.1 миллиарда долларов США – данные SIPRI). Так, вот 3 июля Индия решила купить 33 российских истребителя (21 Миг 29 и 12 Су-30 МКИ) и обновить 59 иных самолетов. Стоимость контракта 2.4 миллиарда долларов. Уверен, эти деньги не помешали бы Украине…

Что можно было бы предложить в этой ситуации Непалу, который неожиданно решил воспользоваться напряженностью и выступил против Индии, которая неоднократно экономически помогала этой одной из самых беднейших стран мира, в том числе и в сфере инфраструктуры? Почему никто в Украине не спрогнозировал текущую насущную потребность Непала в зерне и возможный голод в этой стране уже этой осенью, ведь Украина могла бы на этом заработать?

Как выстраивать диалог с Австралией, которую Китай демонстративно обделяет своим экономическим вниманием, а Австралия, в свою очередь, усилила антикитайскую риторику в связи с отсутствием стратегического планирования в сфере скрининга иностранных инвестиций, в частности из Китая. А ведь в Австралии более 75 % населения категорически не поддерживает политику властей по инвестиционному порабощению материка… Украина могла бы использовать и этот образовавшийся вакуум.

Как дружить Украине с Китаем, который, как и Украина, является космической державой, но который реализовал и развил свой потенциал, в то время как наша страна продолжает глотать сопли во внутриполитических разборках (с вопиющей страстью шакалов уничтожая и обливая грязью каждого своего, законно избранного в своё время, Президента) и доступу к кормушке грантов и госбюджета, полностью игнорируя стратегию развития страны как мирового космического и интеллектуального лидера. Китай безропотно поглотил Гонконг, создал доминирующую и непререкаемую силу в Южно-Китайском море, сформировал свою сеть (5 G), распространил свои дивайсы для неё и полностью готов внедрить во всем мире подконтрольную Китаю глобальную информационно-телекоммуникационную систему, а главное готовится к собственному полностью китайскому космическому полету на Марс. Почему бы нам не объединить наши потенциалы в данном вопросе, ведь развитие космической отрасли для Украины могло бы стать решающим толчком и локомотивом для развития всей экономики и поднятия системного потенциала нашей страны.

Что сделано в сфере репутационной стратегии в отношении Ирана за уничтоженных граждан? Какие результаты (я не говорю о мерах, мероприятиях, их, наверное, было немало, только вот результата нет) достигла власть, для компенсации: морального, материального, репутационного ущерба для нашей страны? Кто из иранских граждан понесет реальную ответственность и в каком объеме за смерть сынов и дочерей Украины? Кто из украинских руководителей несет персональную ответственность за неотвратимость наступления наказания виновных и привлечения их к ответственности, в том числе и предусмотренной не только буквой, но у ДУХОМ права?

Какие действия Украина приняла для того, чтобы вместе с Илоном Маском осваивать космос, в том числе и дальний? Ведь сам Маск заявил, что украинские ракеты Зенит – лучшие в мире, после его ракет.

И таких вопросов, на самом деле много, но… Они не интересны нашим гражданам, которых закормили до блевоты внутренней политикой так, что на внешнюю — сил и желания не хватает.

А ведь очевидно то, что государства, сильно сосредоточенные на решении внутренних проблем, в скором времени окажутся в плену внешних угроз. ОДной из которых может являться новая ядерная доктрина РФ.

Ядерная доктрина РФ

И всё же, попробую разорвать этот порочный круг когнитивного инфантилизма.

Что подписано 2 июня 2020 в Кремле:

1) документ, формирующий инструментарий для ядерного сдерживания

либо

2) документ, легитимирующий применение ядерного оружия на усмотрение РФ?

Давайте попробуем осмыслить и разобраться.

Данные основы выступают документом стратегического планирования (отмечу, что в РФ принят отдельный Закон „О стратегическом планировании в Российской Федерации”) в сфере обеспечения обороны и отражают официальные взгляды на основные четыре блока задач:

·  сущность ядерного сдерживания;

·  военные опасности и угрозы, для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание;

·  принципы ядерного сдерживания;

·  условия перехода РФ к применению ядерного оружия.

Гарантированное сдерживание потенциального противника от агрессии против РФ отнесено к числу высших государственных приоритетов. Причем если попробовать разобраться, в чём состоит правовая сущность данного термина „высший государственный приоритет”, выявить гиперсвязь с юридической терминологией, то это вызовет определённые затруднения: как это соотносится с такими нормативно определёнными категориями, как: национальные интересы, стратегические национальными приоритеты РФ, определёнными, например, в Стратегии национальной безопасности РФ.

Потому непонятным остается, ЧТО именно вложено в понятие „высший государственный приоритет”.

Отмечено, что сдерживание агрессии обеспечивается всей совокупностью военной мощи, включая ядерное оружие. Таким образом очевидно: ядерное оружие фактически может применяться наравне с обычным вооружением, только в лишь с учётом некоей специфики, в определенных случаях, а главное на усмотрение Президента РФ.

Интересно обратить внимание и на тот факт, что, артикулируя на „оборонительном” характере документа, в нём четко указано, что государственная политика в области ядерного сдерживания направлена на:

·  поддержание потенциала ядерных сил на уровне, достаточном для обеспечения ядерного сдерживания;

·  гарантированную защиту суверенитета (в Стратегии национальной безопасности РФ наряду с термином „суверенитет” употребляется термин „независимость”) и территориальной целостности государства (в Стратегии НБРФ: территориальная и государственная целостность. В свою очередь, в анализируемом указе не упоминается: устойчивое социально-экономическое развитие, на чём делается постоянный акцент во всех значимых нормативных актах, регулирующих отношения в сфере национальной безопасности РФ);

·  сдерживание потенциального противника от агрессии против РФ или (и) ее союзников;

·   в случае возникновения военного конфликта недопущение эскалации военных действий и их прекращение на приемлемых для РФ и (или) её союзников условиях.

На последнем пункте стоит остановиться отдельно. При указании на возникновение „военного конфликта”, не указано, кто является агрессором (инициатором, субъектом инспирирования и т.д.): РФ либо другие государства. То есть, если предположить, что военный конфликт возникнет, например, по инициативе РФ, то согласно этому пункту, прекратиться он может только на условиях, которые приемлемы только для России. Иные варианты невозможны, поскольку ядерное оружие выступает тем инструментом, который способен убеждать многие страны, фактически, не оставляя им выбора.

Таким образом возможный выводядерное сдерживание выступает инструментом безальтернативного навязывания внешней политики РФ другим государствам..

Интересным для понимания характера документа является пункт 5 указа, в котором констатируется, что РФ предпринимает все необходимые условия для недопущения обострения межгосударственных отношений, способных спровоцировать военные конфликты.

Сущность ядерного сдерживания

Сущность ядерного сдерживания состоит в обеспечении понимания потенциальным противником неотвратимости возмездия в случае агрессии против РФ и (или) её союзников.

Одним из принципов функционирования данной системы является гарантированное нанесение неприемлемого ущерба потенциальному противнику в любых условиях условиях обстановки, а также готовностью и решимостью РФ применить такое оружие.

Опасности, для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание:

1)  наращивание потенциальным противником на сопредельных с РФ территориях и в прилегающих морских акваториях группировок сил общего назначения, в составе которых находятся средства доставки ядерного оружия;

2)  развертывание государствами, которые рассматривают РФ в качестве потенциального противника, систем и средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии;

3)  создание и размещение в космосе средств противоракетной обороны и ударных систем;

4)  наличие у государств ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, которые могут быть применены против РФ;

5)  неконтролируемое распространение ядерного оружия, средств его доставки, технологий и оборудования для их изготовления;

6)  размещение на территориях неядерных государств ядерного оружия и средств его доставки.

Условия перехода к применению ядерного оружия

Примечательным фактом является указание в п. 17 о том, что РФ оставляет за собой право применить ядерное оружие не только в ответ на применение против нее и ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, но и в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Условия применения ядерного оружия РФ:

·  поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории России (или) её союзников;

·  применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников;

·  воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил;

·  агрессия против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Что характерно?

Это то, что ядерное сдерживание является не паритетным, но и касается тех случаев, когда потенциальный противник обладает оружием массового поражения либо значительным боевым потенциалом сил общего назначения. Более того, когда против РФ была осуществлена агрессия с применением обычного вооружения.

То есть, например, размещение части выведенного американского контингента из Германии в Польшу может трактоваться именно в данном ключе, поскольку военный контингент США существенно усилит боевой потенциал НАТО, который является противником РФ. Таким образом, Польша теоретически уже в списке на применение против неё сил ядерного сдерживания.

В том числе РФ принимает во внимание размещение потенциальным противником на территориях других государств наступательных средств: крылатые и баллистические ракеты, гиперзвуковые летательные аппараты, ударные беспилотные летательные аппараты, оружие направленной энергии, средства противоракетной обороны, которые могут быть использованы против РФ и ее союзников.

Отмечу, что часть этого есть у Украины, что-то может быть создано благодаря наличию в стране высоких – технологий. С одной стороны — нужна политическая воля, с другой — это приводит к тому что, Украина, исходя из трактовки анализируемого указа, также является потенциальной мишенью для сил ядерного сдерживания РФ.

Какие термины артикулированы, но не легитимированы и не имеют гиперсвязи с законодательством РФ :

·  высший государственный приоритет;

·  приемлемые для РФ условия;

·  возмездие / неотвратимость возмездия;

·  готовность применения ядерного оружия;

·  решимость применения ядерного оружия;

·  само существование государства;

·  критически важные государственные объекты.

Данные термины не имеют законодательного определения и не имеют чётких критериев для правоприменителей, а стало быть могут фривольно толковаться и применяться в непрогнозируемых ситуациях.

Наиболее вопиющим является попытка узаконить принцип „возмездия”

Возмездие — отплата, кара за причиненное, совершенное зло.

Артур Шопенгауер о возмездии говорил: „Всякое возмездие… посредством причинения муки, без цели в будущем, представляет собою месть”.

Николай Бердяев также не обошёл своим вниманием тему „возмездия”: „Но кара, возмездие и порабощение есть имманентное порождение человеческой и мировой тьмы.

А теперь снова обратимся к п. 26 Стратегии национальной безопасности РФ, где указано, что для предотвращения угроз национальной безопасности РФ сосредоточивает усилия на укреплении межнационального согласия и религиозной терпимости. Теперь возникает закономерный вопроскак соотносится терпимость с возмездием?

Более того в п. 27 той же Стратегии чётко указано, что в целях защиты национальных интересов Россия проводит политику, исключающую затратную конфронтацию (в том числе новую гонку вооружений). Возникает вопрос: как это соотносится с принципом гарантированного нанесения неприемлемого ущерба потенциальному противнику в любых условиях условиях обстановки?

Итак, что мы сути мы видим:

узаконивание политики страха и мести

либо

формирование механизмов защиты государства?

Подытожить хочу фразой Фёдора Достоевского из „Братьев Карамазовых„: „Что мне в том, что виновных нет и что я это знаю, — мне надо возмездие, иначе ведь я истреблю себя”.

Если нет конфронтации то её придумают, инспирируют … если нет виновных, их назначат и сформируют мнению об этом, а тут уже и есть повод отомстить, появились основания для „праведного” и „справедливого” возмездия во имя высших государственных приоритетов….

Формируя государственную политику безопасности в системном измерении, необходимо отталкиваться не от книжных истин и академических выхолощенных выкладок, а от реальных фактов и тенденций развития государств и социальных систем.

Фактор силы был, есть и будет определяющим фактором международных и глобальных отношений.

Главное, не прозевать тот момент, когда всё, что будет происходить в мире, мы уже будем лишь наблюдать из окон своих домов и из экранов смартфонов и гаджетов, превратившись из субъекта в объект…