SMART UKRAINE: ЕФІР ВІД 24 ЛИСТОПАДА 2015 Р. НА ТЕМУ: “ПІДНЕСЕННЯ ДУХОВНОСТІ ЧЕРЕЗ ОСЯГНЕННЯ ПРЕКРАСНОГО”

 

24 ноября 2015 года состоялся очередной эфир проекта


Smart Ukraine

НА ТЕМУ:

https://www.youtube.com/watch?v=5m-2ijMOmFg

ПОДЪЕМ ДУХОВНОСТИ ЧРЕЗ ПОСТИЖЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО

Гость в студии:

Глава классического ювелирного дома “Лобортас”

Игорь Лобортас

http://lobortas.com/ru/

20151124_155817

 

В передаче речь шла о лампадах, их роли и месте в мировой сокровищнице культуры.

Основная идея – идеология Дома – высокое ювелирное искусство XXI века. Именно потому тема духовности и основных мировых религий является в работах Дома основной.

Вечер был посвящен обсуждению темы Лампад

Лампада для Благодатного Огня как новый предмет церковного обихода, первый, ставший напрестольным за последние 200 лет.

На передачи обсудили такие виды основных лампад:

  •  - Всеукраинская
  • - Успенская,
  • - св.Екатерины,
  • - храма Гроба Господня
  • - Папа Римский

спутник

 

В.Л.  Добрый вечер, уважаемые телезрители! В эфире канала «Перший Юкрейн» мы продолжаем эфир «Smart Ukraine». Мы сегодня приняли решение анонсировать начало нового смарт-проекта «Smart-Art». И сегодняшней нашей первой темой будет  «Подъем духовности через постижение прекрасного». Основная идея – идеология дома – это высокое ювелирное искусство ХХІ-го  века. Именно поэтому я сегодня решил пригласить в студию гостя главу ювелирного дома «Лобортас».

И.Л. Добрый вечер!

В.Л. Игорь, скажите, пожалуйста,  лампада для благодатного огня как новый предмет церковного обихода, первый, ставший на престольный за последние двести лет. Каково ее значение в сегодняшнем искусстве и в нашей жизни?

И.Л. ХХІ-й век вносит свои очень активные корректировки в мир, даже в незыблемый и консервативный мир религии. Оказывается, и он задействуется и активно участвует в этих новейших перестановках. С развитием авиации появилась возможность это чудо, такое уникальное явление природы, как благодатный огонь, который всходит в день светлой Пасхи, всходит и воспламеняет потушенные свечи в Храме Гроба Господня, и традиция эта в общем-то существует уже несколько столетий, но только сейчас появилась возможность зажечь этот огонь, доправить его в аэропорт и из аэропорта привести в любую точку планеты к вечерней службе, практически к любой точке, даже, когда лететь приходится против времени. Я уже не говорю о тех, кто вдоль времени.  И к вечерней или всенощной службе можно выставить это чудо, христианское чудо, православное чудо, доставив в любой уголок Земли. Такой огонь однозначно нуждается в специальном сосуде, который должен хранить его, защищать от всех сложностей погодных условий, потому что самолеты летят в разные направления. Часто это удаленные участки взлетно-посадочной полосы, это транспортировка, пока выходят из самолета, заходят, доходят до залов аэропортов, нужно потом перевезти в храмы. Нередко храмы находятся на горах, на ветреных местах. Огонь должен быть защищен, а в дальнейшем возведен на престол и гореть до следующей Пасхи. И собственно говоря, вот такой вот сосуд никогда не существовал, просто не было такой возможности довезти огонь день в день. Вот сегодня возникла традиция и с ней возник новый объект православного ювелирного искусства.

В.Л.   А можно ли говорить о том, что лампада, о которой сейчас пошла речь, является определенным трансформером, который передает культуру и историю из глубоких поколений в сегодняшний день?

И.Л. Конечно. Несомненно, символ огня идет с давних времен. Все религии, все культы используют огонь. Огонь является символом жизни, то есть символом, приносящим человеку особые блага и зачастую это неземные блага. Отношение к огню, все знают, у нас всегда благоговейное. Огонь еще позволяет и помогает человеку усилить молитву, позволяет человеку сконцентрировать внимание на божественных аспектах. Этот символ вместе с искусством сохранения огня: чаши, лампады – то, что производило декоративно-прикладное искусство для всех религиозных культов, путешествует вместе с огнем вот уже тысячелетия. Очень часто мы находим или нам удается видеть вещи, которые находятся в музеях, которые объединяют все религии, то есть сосуды для огня.

В.Л.  То есть можно говорить фактически о том, что лампада выступает сегодня таким консолидирующим образом.

И.Л. Да, это предмет, который фактически во многом объединяет разные культуры, верования, религии

В.Л.  Независимо от территорий?

И.Л. Да.  Вне всякой зависимости. И, скажем, это простое устройство, в нем нет ничего сложного.

В.Л.  А вот покажите нам, пожалуйста, в чем простота и в чем нет ничего сложного.

И.Л. В сосуде, который сегодня здесь находится, внутри находится емкость. Это обыкновенная емкость, которая содержит в себе фитиль, подъемное устройство для фитиля и емкость для заполнения маслом, церковным маслом. Опять же, испокон века использовались разные сорта масла. Человеку служит именно этот вид жидкого топлива. Именно его использовали раньше в лампадах. Сегодня уже используются технические какие-то средства. Когда-то он служил исключительно культовому значению. Такая простая лампада находится в такой красивой оболочке, содержащей в себе храмовую архитектуру. В данном случае это храмовая архитектура Храма Гроба Господнего в Иерусалиме и икона, которая сопровождает на дверце – это изображение Кувуклии, то есть места, где чудесным образом всходит  этот огонь. А по бокам — основополагающие аспекты: вхождение Христа в Иерусалим, это распятие и это Воскресение. Основополагающие три аспекта христианской доктрины, христианского вероучения.

В.Л.  Насколько я понимаю, коль скоро мы говорим о том, что лампада путешествует по разным странам, по территориям, то скорее всего есть какая-то определенная культура ювелирного мастерства в изготовлении данных лампад. Вот Вы не могли бы рассказать более подробно о том, что такое Всеукраинская лампада, чем она отличается от других.

И.Л. Всеукраинская лампада стала первой в мире для хранения и перевозки благодатного огня.

В.Л.  То есть мы являемся родоначальниками таких лампад на данной планете?

И.Л. Да.

В.Л.  Это кстати, уважаемые телезрители, еще один факт в нашу общую копилку успешной Украины.

И.Л. Да, именно здесь по заказу Блаженнейшего митрополита Киевского и Всей Украины Владимира в 2008 году была создана первая лампада. Она отражала ключевые аспекты трех Лавр, наших трех Лавр: Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская Лавры, это мужские монастыри, центры православия в Украине, ключевые центры православия. Она очень быстро получила распространение, потому что стали поступать заказы из Италии, и одна из последующих лампад была вообще посвящена торжеству христианства — 1700-летию Миланского Эдикта, когда христианство стало признанной и не запрещенной религией, потому что до этого были гонения. С 313 года была принято решение не преследовать христиан, и оно стало свободным. То есть мы можем говорить, что для всех христиан на планете Земля это начало христианской свободной эры.  Таким образом, к 1700-летию Миланского Эдикта первая лампада в Европе появилась именно в Милане, именно связанная с этими событиями, именно с этим суперюбилеем, потому что следующее такое событие наступит еще через сто лет.

В.Л.  А вот скажите, пожалуйста, чем отличается Успенская лампада от Всеукраинской и Миланской?

И.Л. Вообще все лампады носят знаки храмовой архитектуры, скажем, того или иного храма. Но Успенский Собор Киево-Печерской Лавры, для которой была сделана специальная лампада, это барочная, достаточно сложная конструкция в архитектуре сама по себе.

В.Л.  Барочная или это украинское барокко?

И.Л. Это украинское барокко. Мы говорим о том, что сложность конструкции связана с архитектурой. Там очень много деталей. Одна из самых сложных работ — это мы делали пятикупольную лампаду в украинском барокко. В этой лампаде оказалось около пятисот деталей. То есть, это сложная конструкция, сложное инженерное решение, с точки зрения теплообмена.

В.Л.  А вот какой культурно-духовный смысл в таких сложных конструкциях лампад? Ведь по сути дела, это может быть простое приспособление, герметичное, с определенным поступлением кислорода, чтобы там постоянно горел огонь.

И.Л. Да, как инженерная конструкция

В.Л.  Да, какое культурно-духовное значение это имеет?

И.Л.  Во-первых, именно этот тип лампады возводится на престол, это святая святых храмов и католических, и православных. На престол нельзя поставить какую-то банальную вещь или вещь, которая не свидетельствует о ключевых признаках этой религии, веры, вероисповедания. Именно важно, что храмовые сооружения, храм же всегда был на виду, ставились на видном месте.

В.Л.  И на самом высоком

И.Л. Да, и на самом высоком, даже престол относится к тому, что является самым знаковым местом в самом храме, то возвести туда банальную вещь было бы невозможно. Если же мы говорим о художественной стороне, она должна выражать в себе какой-нибудь символизм, то есть поэтому иконы, которые представлены, а у нас есть четыре просвечивающиеся стороны, где мы видим, как в лампаде горит этот огонь, это обязательное использование стекла и каких-то узоров. Это повод использовать иконопись, прозрачную иконопись, которая нам позволяет видеть огонь и в то же время созерцать какой-то христианский сюжет.

В.Л.  Естественно, вот я смотрю на эту красоту и замираю в экстазе, потому что все время хочется спросить: где побывала вот эта лампада, посвященная Храму Гроба Господня?

И.Л. Непосредственно вот эта работа была буквально еще позавчера в Иерусалиме

В.Л.  То есть фактически мы сегодня своим зрителям предоставляем возможность прикоснуться к духовно-культурному наследию и фактически быть сопричастными к творению духовного возрождения украинской нации, потому что вот эта лампада, которая сегодня стоит на столе, она —свидетельство этому.

И.Л. Да, я скажу, что вообще лампады эти вызывают большой интерес. Я вот был в Иерусалиме. Очень много слышу вопросов задают, это там из Франции привезено, это из Румынии или еще, мне даже удивительно, почему задаются вопросы такие. Нет, говорю, это Украина. Важно, что вот там люди хорошо знают, что за Украина, их удивляет, что в Украине появляются такие объекты. Но, наверное, самым большим свидетельством является, когда огонь в такой лампаде участвует в крестных ходах вокруг храма.

В.Л.  Огонь в лампаде, которую сделали в Киеве

И.Л. В Киеве, да

В.Л.  В сердце христианства

И.Л. Но я вам скажу, что в Милане очень интересно событие протекает. Там храм православный небольшой, но кроме того, что он весь заполнен огнем, мне вот как раз однажды довелось довезти огонь в Милан непосредственно на 1700 лет Миланского Эдикта, и вспыхивает весь огонь, воздуха там предельно мало в храме, но никому не становится плохо. Все счастливы, то есть действительно испытываешь, понимаешь, что это какое-то событие: физические возможности человека меняются, то есть физические любому человеку было бы плохо, если бы не святой огонь, если бы не святой праздник. Но тут же он выплескивается на ближайшую площадь, потому что в храме люди все не помещаются, полностью заполнена площадь, ходят удивленные итальянцы. Для них это удивительно, что это там у православных происходит за событие, то есть это огненное такое действо. И, наверное, можно говорить, что где-то там нас объединяет древними корнями, когда еще не существовало, может быть, христианство, но зато были кольца, где огонь символизировал какие-то высшие достижения человека.

В.Л.  Скажите, Вы ощущаете какую-то гордость от того, что Вы сопричастны к улучшению имиджа и репутации Украины? Ведь Вы сами правильно сказали, приехав туда, никто даже не подозревал, что такое делают в Украине, такое делают в Киеве. То есть мы не только занимаемся войной, АТО, политикой, а мы еще все-таки имеем глубокие корни духовно-исторические, культурные, ментальные, позволяющие нам быть не просто участниками построения духовного общества будущего, но его активным модератором.

И.Л. Я Вам скажу, что нам 15 января исполнится уже 25 лет. Мы воители искусства ХХІ-го века. Наша ключевая основополагающая задача — это формирование на классической основе уже искусства, которое несет на себе отражение времени, срез эпохи, нашей эпохи, в которой мы живем.  Спустя столетия через это искусство будут воспринимать нас, какими мы были, кто мы такие. Очень важным является то, что это искусство ХХІ-го века растет на почве Украины, то есть это благодатная почва, где брошенное зерно сразу же прорастает.

В.Л.   Это случайно или нет?

И.Л. Нет, конечно, нет. Украина – это древняя страна, древняя цивилизация, и знаете, когда говорят о том, что мы обладаем какими-то там ресурсами, в первую очередь это чернозем, который дает нам богатство того, что произрастает, то этот чернозем был не только тысячу лет назад, он был и десять тысяч лет назад, и миллион лет назад. Я думаю, что эта почва была благодатной для многих людей во все времена. И кто-то когда-то жил, и не именовался украинцем, но почва все это живила. Много раскопок было, допустим, эпохи бронзового века, она была задолго до христианства.  Ювелирное искусство было одним из древнейших искусств у человечества. То есть оно несет на себе очень важный отпечаток, я бы сказал, код цивилизации, который проходит сквозь тысячелетия. Мало какие другие виды искусства сохраняются. Ну, пирамиды могут, например, в Египте, может быть, какие-то сооружения в камне, архитектурные сооружения. Они доходят до наших дней, может быть, в первозданном или близком к первозданному виде. Ювелирное искусство доходит в абсолютно первозданном виде. И мы считаем себя ответственными за поколение, которое нам оставило свою информацию,  и за поколение, которому мы передаем информацию. Но искусство есть искусство. Это всегда та гармония, которая приукрашает и преображает наш мир, в котором мы живем здесь и сейчас.

В.Л.  А вот скажите, пожалуйста, заканчивая тематику с лампадами, как Папа Римский Франциск сегодня относится к Вашему искусству и к тому вкладу, который Украина и в частности Вы вносите в продолжение духовных, культурных и религиозных традиций?

И.Л. Нам посчастливилось пока что вручить лампаду предыдущему Папе Римскому Бенедикту ХVI-му, и важны были его официальные слова, которые он сказал, что лампада эта будет свидетельствовать ему не только о духовности христианского вероисповедания, всегда ему будет напоминать об украинском народе, о родоначальнике нового объекта церковного культа. Это также принято сегодня и католической церковью, которая возит уже порядка тридцати лет еще один традиционный вид огня — Вифлеемский огонь на Рождество Христово. Очень важно, что прозвучали слова в адрес Украины, родоначальника этого направления. Ну а Папа Римский Франциск, мы надеемся, в ближайшее время тоже получит свою особую лампаду. У нас есть один из проектов — лампада для Храма Святого Петра, Собора Святого Петра в Риме. В этот Собор стекаются паломники и туристы независимо от того, имеют они христианское вероисповедание или нет. Это свидетельство духовности может находиться в ключевом центральном храме мира.

В.Л.   Скажите, пожалуйста, вот у нас на столе стоит предмет, напоминающий спутник. Не могли бы Вы нашим зрителям рассказать, что это, каково его предназначение, что там на самом деле, наверное, что-то есть внутри.

И.Л. Действительно, есть внутри, потому что это форма подачи, своего рода, упаковка очень важных двух символов. Мы назвали эту композицию «Духовная высота». Здесь находится крест в виде древа

В.Л.  Да, покажите, зрителям, пожалуйста

И.Л. Это процветший или, как принято говорить в церкви, прозябший посох, это символ древа жизни, который присутствует у всех абсолютно народов, который побывал в космосе, пробыл 188 дней на орбите, сделал 3006 витков вокруг Земли, побывал на удалении 420 километров с интернациональным экипажем (американец, японец, россиянин). Здесь второй символ — это ключ на старт. Вот таким ключом все пилотируемые пуски запускаются с самого начала эры освоения космоса человеком. Вот этот ключ, как мы видим, так и написано: ключ «На старт!». Он имеет очень простую форму. Это уже ювелирный ключ, у которого есть свой секрет. И это крест древа жизни.

В.Л.   Скажите: а почему этот крест у Вас? Почему именно Ваш крест летал в космос?

И.Л. Нам удалось создать некую программу, под которой подписалось несколько космических мировых агентств: это украинское аэрокосмическое агентство, это японское аэрокосмическое агентство, американское и российское. Сегодня мы знаем, что символы разные стараются привнести в космос. Космос стал своего рода таким зеркалом высших достижений человека.

В.Л.  Хранилищем символизма землянской нации, цивилизации.

И.Л. В космос уже отправляются и капсулы какие-то с какими-то свидетельствами. Мы посылаем на близлежащие планеты и сателлиты, спутники, но и собственно говоря, один из наших пунктов следующий:    добиться, чтобы какая-то работа духовная была уже доставлена на Луну, затем на Марс, ну, и может быть, спустя какое-то время

В.Л.  На спутнике Сатурн? А у меня родилась такая идея. Может быть, нам подумать и, когда следующий Президент будет давать присягу, и все-таки, в отличие от многих предыдущих Президентов, будет стараться сделать нашу страну успешной, мы, может быть, подарим такой ключик ему. Не булаву, которой будут людей унижать, убивать и растаптывать, а ключик счастья, ключик, который откроет дверь для развития успешной страны.  Как Вы оцениваете такую инициативу?

И.Л. Я думаю, их надо вручать вместе: и ключ, и самый древний символ на земле — это древо, древо жизни, то есть древо цивилизации. Во многих религиях и культах так же, как и огонь, встретим упоминание древа, и мы даже говорим о том, что есть генеалогическое древо, есть еще какое-то там древо, то есть это генеалогия цивилизации.

В.Л.  Но вот символизм Вы как оцениваете?

И.Л. Президент всегда ответственен перед всей цивилизацией за вверенную ему страну.

В.Л.  Президент должен быть с булавой или с тем символом, который его будет сближать и помещать в пространство культурного наследия?

И.Л. Президент ответственен перед всей цивилизацией, соответственно, ему нужно общецивилизационные символы

В.Л.   А не булава.

И.Л. Ну, булава – это локально украинский символ.

В.Л.  Возможно, в принципе подумать о совмещении. Зарождаем такие паттерны новые, да?

И.Л. У булавы есть свое назначение – это оружие.

В.Л.  Я о чем и говорю.

И.Л. То есть булава является оружием

В.Л.  Символом агрессивной власти по отношению к чему? К своему народу?

И.Л. Булава, меч… На самом деле, может быть, это не лучший символ выбран. Искусство и религия — это два явления у человечества, которые не призывают к гибели и не способствуют убийству. Мало того, я вам скажу так: та же булава, любое оружие, ружье или меч, если он попадает в руки художника, мастера инкрустируется, превращается в произведение, предмет искусства, он фактически перестает быть оружием. Он украшает либо стену, что-либо украшает. Мы говорим о том, что это искусство, а если брать изобретения человечества, ведь вера и духовность — это не изобретения человечества. Это некое глубинное восприятие всех процессов зарождения и на самой земле, и появления самого человека, и всей Вселенной. То есть духовность — это наш код, с которым мы уже рождаемся. А вот искусство — это то, что мы привносим в мир, совершенно искусным образом, пытаясь создавать собственными руками. И вот искусство — это единственное, что создает человек и что не ведет к гибели.

В.Л.  А вот скажите. Мы поговорили про лампады, мы поговорили про код нации, а что у Вас есть еще такое интересное на столе? Что это?

И.Л. Вообще-то к ювелирному искусству относится многое. Это слово стереотипное на сегодняшний день и зачастую означает для многих людей кольца, браслеты, золото, бриллианты. То есть мы сегодня с Вами созерцаем объекты

В.Л.   Благодаря Вам мы расширяем наши горизонты.

И.Л. Сегодня мы смотрим на объекты, которые многие исподволь и не отнесли к этому, но на самом деле все это относится к ювелирному искусству. К нему относится также и медальерная техника, то есть она является тоже частью ювелирного искусства.

В.Л.  То есть мы говорим еще и о том, что Украина является родоначальником медальерной техники.

И.Л. Нет. Родоначальником медальерной техники, ей кстати 1800 лет,

В.Л.  В современном мире, в современной цивилизации

И.Л. 1800 лет, Украины, к сожалению, еще как государства не было

В.Л.  Но киевская Русь, Трипольская культура, арияне были здесь

И.Л. 500 лет назад до совершенства этот вид искусства довел Бенвенуто Челлини. Это знаменитый итальянский мастер, чья одна-единственная работа «Сольеро», уцелевшая на сегодняшний день, находится в Венском историческом музее, в Кунсткамере. Чем характерна вот эта работа? Это медаль чем интересна? То есть здесь уже много проявлено элементов ХХІ-го века, именно технических, технологических.    Я думаю, что как последователи Челлини мы бы могли сказать: да, Украина уже внесла свою лепту, потому что 500 лет оно сохранялось в абсолютно классическом формате. Челлини заложил то, что 500 лет было практически незыблемо. Сегодня мы решили внести и сюда элементы, которые очень свойственны ХХІ-му веку.

 

 

Игорем были сделаны важнейшие выводы:

5 copy копия1) Лампада является духовно-культурным кодом цивилизации.

2) Украинские мастера классического ювелирного дома являются родоначальниками нового объекта духовного культа (Папа Римский Бенедикт XVI);

3) Искусство не призывает к гибели, а наоборот – взывает к глубинному восприятию зарождения живого

4) Ювелирное искусство – искусство гармоничного преобразования мира

5) современные киевские мастера классического ювелирного дома Лобортас – воители искусства XXI века.

6) Говоря о Всеукраинской лампаде, Игорь упомянул, что на ней изображены 3 наши Лавры: Почаевская, Киево-Печерская и Святогорская. Если разобраться уже в этом заложена глубокая символика. Почаевская Лавра находится в Тернопольской области, т.е. западная Украина, Киево-Печерская – Центральная Украина, Святогорская – в Донецкой области. Таким образом создается трехмерная ось, свидетельствующая о единстве Украины.