SMART UKRAINE: ЕФІР ВІД 1 ГРУДНЯ 2015 Р. НА ТЕМУ: “ДІАЛОГ ЦИВІЛІЗАЦІЙ”

 

1 декабря 2015 года состоялся очередной эфир проекта


Smart Ukraine

НА ТЕМУ:

https://www.youtube.com/watch?v=YjT114HJG1I

ДАИЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

Вступление

Как известно, в нашем государстве проживают как представители коренных мусульманских народов, так и достаточно многочисленная диаспора выходцев из стран Востока, которые исповедуют исламскую религию.

События на Востоке и на Западе, оккупация Крыма, дальнейшие движения агрессора и грубое нарушение норм международного права требуют от наших востоковедов и исламологов усиленного внимания к событиям и процессам, которые происходят в исламском мире, к поиску решения возникающих проблем.

 

Я сегодня решил пригласить в студию

YES_1520Олега Березюка – главу Украинского юридического сообщества

 

 

 

 

 

 

И шейха Имада Мустафу Абу Альруба.Имад

Помогать нам с переводом будет помощник Имада Стефан Окснер

Диалог цивилизаций

  1. Межрелигиозный диалог: сущность и назначение
  2. Роль женских медресе в воспитании гармоничной личности
  3. В чем смысл коранического принципа аль-Васатыя как средства эффективной социокультурной интеграции

http://umma.in.ua/?p=841

Аль-васатыя – один из основополагающих принципов Ислама, означающий умеренность, сбалансированную середину, отказ от крайностей и радикализма

Принцип васатыя учит людей принимать и уважать друг друга, приветствует плюрализм мнений, ведь нежелание вступать в диалог и принимать во внимание иные мнения, делает разногласия между людьми еще более глубокими и неразрешимыми

http://dumrf.ru/islam/theology/1591

  1. В чем высота морально-этических предписаний ислама
  2. Роль религиозных деятелей в общественной жизни
  3. Какова роль духовного управления мусульман в Украине
  4. В чем состоят теологические разногласия Акиды в суннитской и шиитской традициях

Акида – мусульманское вероубеждение, «символ веры», кредо. Акида представляет собой своеобразный фонд догматов, идей и представлений. Краткая акида является необходимым элементом традиционного мусульманского образования.

http://umma.in.ua/?p=3040

  1. Мутазилиты – основатели философского рационализма в ислама
  2. 9.     В чем особенность мутазилитского каллама


Кала́м (араб. الكلام‎‎ — словоречь) — в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам[1]. Калам называют также рационалистической теологией[2] и одним из основных направлений арабо-мусульманской философии[3], отмечая, что недопустимо считать калам мусульманской ортодоксией[4].

Мутазили́ты (араб. المعتزلة‎‎ — обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся; самоназвание ахл ал-адл ва-таухид — люди справедливости и единобожия) — представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв.[1] Направление это было основано Василем ибн Атой и Амром ибн Убайдом в Басре после того, как они, согласно преданию, «обособились», покинув кружок Хасана аль-Басри[1].

Основоположения мутазилизма

  1. Справедливость (аль-адль): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить только наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения Богом установленного им извечного порядка вещей[1];
  2. Единобожие (ат-таухид): строгий монотеизм мутазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм, но также — вечность божественных атрибутов, в том числе отрицает вечность атрибута речи, поэтому мутазилиты говорят о сотворенности Корана[1];
  3. Обещание и угроза (аль-ваад валь ваыд): Бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным рай, а непокорным угрожал адом; ни ходатайство Пророка, ни милосердие Всевышнего не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния; это основоположение сближало мутазилитов и хариджитов[1];
  4. Промежуточное состояние (аль-манзиля бэйн аль-манзилятэйн), или Наименования и суждения (аль-асма ва аль-ахкям): мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ними[1];
  5. Повеление и одобрение (аль-амр би аль-мааруф ва ан-нахй би аль-мункяр): мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом; это положение — общее для шиитовхариджитов и мутазилитов[1]

 


 

Вопросы к Олегу Брезюку

 

  1. Почему большинство шейхов должны иметь юридическое образование
  2. Правовые источники шариата в исламе
  3. Какова роль шариата в современному мусульманском праве
  4. Каково соотношение ибадата  и муамалата

В Коране и сунне имеются культовые нормы, регулирующие порядок исполнения мусульманами религиозных обязанностей (ибадат) и мало конкретных и очевидных правил поведения, определяющих взаимоотношения мусульман (муамалат)

  1. В чем сущность соотношения шариата и фикха
  2. Шариат устанавливает общие ориентиры и принципы (аль-каваид аль-амма, или аль-куллия), толкование и рациональное осмысление которых позволяет находить решение в каждой конкретной ситуации. Таким образом можем говорить о гибкости мусульманского права
  3. Как соотносится: ибадат, муамалат, с вопросами религиозной догматики (акида) и этики (ахлак).
  4. Роль танзиматов в современном шариате

норм-принципов (танзимат)

  1. Особенности правовой модели ханафитского мазхаба

Мазхаб – школа шариатского права в исламе. Согласно некоторым взглядам, насчитывается 6 мазхабов. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба:ханафитымаликитышафииты и ханбалиты. Один суннитский мазхаб — захиритский — ныне почти полностью исчез. У шиитов распространён джафаритский мазхаб.

В Османской и могольской империи ханафитский мазхаб получил государственный статус. Большинство современных мусульман — последователи именно этого правового толка.

Ханафитский метод вынесения правовых предписаний основан на следующих источниках:

  1. Коран.
  2. Сунна (при тщательном отборе хадисов). К Сунне обращались как ко второму важнейшему источнику Исламского права, но с некоторыми оговорками относительно её использования. Они придерживались мнения, что если какой-либо Хадис используется как доказательство с правовой точки зрения, то одного, такого условия, как его точность (достоверность) — Сахих, будет недостаточно, а он ещё должен быть широко известным — Машхур. Это условие было заложено как гарантия против вымышленных Хадисов, которые были широко распространены в том районе, где поселились на жительство лишь немногие из выдающихся Сахаба
  3. Иджма сахаба — единодушное мнение сподвижников (сахабов) пророка Мухаммада; утверждения табиунов (следующее поколение за сахабами) не равны высказываниям сахабов, так как они непосредственно не общались с пророком Мухаммадом.
  4. Индивидуальные мнения сподвижников Пророка — если Сахаба имели разные мнения по конкретному правовому вопросу и впоследствии Иджмы по нему не достигалось, Абу Ханифа выбирал то мнение, которое виделось наиболее подходящим для данного случая. Устанавливая это в качестве одного из важнейших принципов своего Мазхаба, Абу Ханифа считал более весомыми мнения Сахаба, чем свои собственные. Однако выбирая одну из различных точек зрения, он все-таки прибегал к собственным рассуждениям в ограниченном смысле.
  5. Кияс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Коране; сопоставление правовой проблемы с уже решённой); Абу Ханифа не чувствовал себя обязанным соглашаться с выводами учеников Сахаба (Табиун) в тех областях, где четкое доказательство отсутствовало во всех вышеупомянутых источниках. Он считал себя равным табиунам и формулировал свой собственный Иджтихад на основе принципов Кийяса, установленных им самим и его учениками.
  6. Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения). Термин Истихсан означает предпочтение одного доказательства другому в силу того, что первое видится более подходящим для конкретной ситуации, даже если предпочитаемое доказательство будет технически слабее, чем то, которому его предпочли. Один из возможных примеров — предпочтение какого-либо Хадиса, имеющего конкретный смысл, другому, имеющему общий смысл, или же даже предпочтение нормы, более подходящей для конкретной ситуации, той, которая была выведена методом Кийяс.
  7. Урф (местный обычай) — местным обычаям придавалась более значительная правовая весомость там, где Исламом не предписывалось никаких обязательных правил. Именно благодаря практическому применению этого принципа различные обычаи, встречающиеся во всем многообразии культур внутри Исламского мира вошли в правовые системы различных стран и стали ошибочно считаться исламскими.

 

С позиций исторического и социологического подходов шариат можно понимать как комплекс обязательных для исполнения предписаний и учение об исламском образе жизни, в котором затрагиваются вопросы догматики и этики, убеждения и религиозную совесть мусульманина. Поступки и внешнее поведение человека регламентируются шариатом путем конкретизации в определенных нормах, функцию которых выполняет фикх-юриспруденция. Фикх занимается выведением из шариата конкретных правил поведения. Посредством фикха происходит перевод шариатских положений в плоскость практических правил поведения, а шариат играет роль общего идейного источника, религиозно-этической основы фикха (права и юриспруденции

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82

 

Выводы

Вопреки бытующему мнению, в Исламе цель не оправдывает средства. Как нельзя украсть, чтобы подать милостыню, так же нельзя и убить невинных, чтобы построить благополучное общество. Мир, созданный Господом, слишком тонок и чувствителен, чтобы при помощи мясницкого топора пытаться навести в нем порядок.

Демонизация образа мусульман, к сожалению имеющая место в отдельных СМИ, в программах и речах отдельных политиков, чиновников и священнослужителей, льет воду на мельницу экстремистов, которые, в свою очередь не упускают возможность подчеркнуть враждебное отношение к мусульманам в поисках новых своих сторонников.

Шариат регулирует не только внешнее поведение мусульман, но и определяет их религиозные убеждения, нацелен на их нравственное совершенствование и принимает в расчет внутреннюю мотивацию поступков

 

Для сближения и мирного сосуществования всего мирового сообщества, основываясь на кораническом принципе социокультурной интеграции аль Васатыя, мы анонсируем создание нового подпроекта Smart Religion, в котором будем развивать тему диалога цивилизаций через консолидацию идей различных религий.

Также смотри информацию здесь:

 

خلافاً للاعتقاد الشائع عن الإسلام أن الوسيلة يبرّرها الهدف، نؤكّد عبر دراستنا للإسلام أنه يشترك الهدف الشريف والوسيلة الشريفة

وهذا يعني أن الذي يريد أن يتصدّق على الفقراء لا يستطيع أن يسرق من الآخرين بحجّة أنه يريد مساعدة الفقراء

وكذلك الجزار الذي يبيع اللحم يستخدم السكين لقطع اللحم لا لقتل الناس

للأسف نرى الآن محاولة لتشويه صورة الإسلام وشيطنته أمام أعين الناس، وخاصة أن هناك خطابات لبعض السياسيين والإعلاميين ورجال الدين

تصرّح بتصريحات مسيئة للإسلام وتعتبر فرصة ملائمة للإرهابيين كيف يبنوا عليها نشر ثقافة الكراهية والعنف بين المسلمين.

إن عالمنا اليوم بحاجة ماسّة لنشر ثقافة التعايش الإنساني القائم على الاحترام والحوار والتعاون في مجالات الحياة في الخير

كما قال القرآن الكريم: -

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ }  {     خَبِيرٌ

13 سورة الحجرات