Профессор Липкан. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ : ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

Важная роль в стратегии развития принадлежит стратегическим коммуникациям, которые в Украине, развиваются и реализуются больше в виде пафосных научных конференций и некоторых запоздалых и уже внетрэндовых организационных решений, нежели в контексте системной парадигмы развития.

На самом деле стратегические коммуникации выполняют важнейшую роль в реализации национальной геостратегии, формируют основу для компетентного стратегического управления и развития социальной и институциональной систем как единого и органического целого.

Одним из ключевых факторов, необходимых для решения любой властью задач по созданию условий для эффективного развития государства, является формирование элит, причём как правящих, так и иных стейкхолдеров смыслов развития, консенсуса касательно будущего Украины и всего общества. Именно теория элитарного консенсуса закладывает основу и один из главных, наряду с иными, толчков для социального доверия.

Критерием эффективности правящих элит является усиление системного потенциала государства. Причем я специально применяю термин „системного”, поскольку виды потенциалов не ограничиваются лишь военным, либо экономическим, либо природоресурсным и иными общепринятыми видами потенциалов. Сюда включается интеллектуальный, инфраструктурный, ментальный, энергоинформационный, креативный и иные виды потенциалов, формирующих системную способность и готовность институциональной системы к реализации национальных интересов в современных условиях нестабильности и неочевидности угроз и опасностей.

Как следствие вышеупомянутых категорий формируется лидерство: лидерство внутри системы, лидерство в региональной политике и лидерство в геостратегии. Тяжело назвать кого-либо из Президентов Украины – ЛИДЕРОМ нации.

Ну вот скажите, с кем выгодно иметь отношения: с тем, чья политика, пусть она кому-то и не нравится, и не воспринимается как цивилизованная, но она чёткая, ясная, понятная и прогнозируемая, пусть даже и в своей непрогнозируемости и для многих алогичности.

Либо же иметь дело с тем государством (группой правящих элит, не достигших даже между собой консенсуса касательно не только стратегии, но и даже тактики развития), политика которого абсолютно неочевидна, которая не имеет никаких оснований для даже среднесрочного прогнозирования и планирования; политика которого меняется, причём диаметрально, каждые 4 года… Ведь на сегодня, только лишь второй Президент Украины Л.Д.Кучма был 2 срока у власти, и вряд ли шестой президент сможет быть переизбран на второй срок…Отсюда и политическая чехарда, и, как следствие, невозможность формирования с нашей страной стратегических отношений.

Какой системный инструментарий использует сегодняшняя власть для формирования и прогнозирования будущего? Каким образом власть собирается достигать консенсуса между различными элитами? А ведь без него мы не сможем консолидированно реализовывать внешнюю политику.

Есть ли у сегодняшней власти видение будущего и своего видения в этом будущем, более того: видения Украины как процветающей и успешной державы в этом будущем?

Как можно проектировать будущее, не имея собственной геостратегии, да и вообще Стратегии развития, и каждый раз подстраивая её то ли под европейские, то ли под американские, то ли под российские ценности и смыслы существования ИХ социальных систем? Но ведь копия никогда не будет лучше оригинала, равно как и то, что копия никогда не имеет собственного смысла существования, копия, по сути, это – ничто. Собственно, равно как и симулякр: созданный нарративами виртуальный образ несуществующей действительности.

А стратегические коммуникации этот смысл – свой экзистенциальный смысл существования – формируют, внедряют, реализуют и главное – дают.

Есть ли у сегодняшней власти инструменты прогнозирования либо же инструменты реального формирования НАШЕГО будущего, с учетом проектной перспективы общественных и институциональных изменений?

В этом контексте стратегические коммуникации должны быть не только артикулированы политиками, учеными, аналитиками, но и внедрены в практическую плоскость, ибо без страткома системное и поступательное развитие страны невозможно.

Клепание и тиражирование не сопряженных общим смыслом и ценностями различных доктрин, стратегий, концепций, продолжающаяся практика отмывания грантовых денег посредством проведения всевозможных круглых столов и различных публичных „мероприятий”, приводит лишь к правовой турбулентности, туману как в головах правоприменителей, так и вообще уводят социальную систему с истинного пути её развития и постижения своей, оригинальной сущности и места в системном универсуме.

Сегодня стратегические коммуникации – реальный механизм того, как нужно делать, чтобы добиваться реализации национальных интересов, даже в условиях отсутствия элитарного консенсуса, компетентного государственного аппарата, имея незначительный начальный, более чем скромный, потенциал и не имея публичных ярко выраженных национальных лидеров.

Недееспособность государственного аппарата, страх за принятие тех или иных решений, нарастающая поляризация общества (причём по разным критериям) и несистемное политическое лидерство — чёткие факторы отсутствия стратегических коммуникаций, путь, ведущий в историческое забытье.

Те же социальные системы, в которых стратегические коммуникации были реально и практически внедрены (причем подчеркну, независимо от политического режима) на практике показали хорошие результаты как развития в условиях стабильности, так и в эпоху нестабильности, в частности актуализации вирусных пандемий.

Время красиво говорить уходит в небытие.

Пришло время красиво делать.

Стратегические коммуникации как раз о том, как красиво делать то, о чем многие только лишь красиво говорят.